работы Е.Добровинского
Яркие, неожиданные работы Евгения Добровинского вот уже второй десяток лет привлекают пристальное внимание знатоков и любителей графики. Он вошел в круг активно действующих, заставляющих говорить о себе московских художников как-то сразу, мощно, уверенно.
В Московский полиграфический институт его приняли за остроумный плакат на экзамене. Уже тогда на Евгения обратил внимание В. Н. Ляхов, блестящий теоретик и педагог. В 1974-м Добровинский защитил диплом и впервые узнал радость победы. Золотая медаль Биеннале прикладной графики в Брно за плакат "Дмитрий Шостакович". Серебряная медаль Биеннале плаката в Варшаве за плакат "Борис Фелициант". По заказу Москонцерта Евгений создавал плакаты один за другим как одержимый. Заметил его и Е. А. Ганнушкин, бесспорный лидер и хранитель традиций искусства шрифта московской школы. А затем были 10 лет работы Добровинского в "Промграфике". Сейчас он - "свободный" художник. Полон планов, завален делами. Среди самого насущного, захватывающего - детская книга. Евгений, по просьбе издательства "Детская литература", занялся большой программой по наведению порядка в шрифтовом хозяйстве, определению основных оформительских средств. Вместе с художницей Никой Гольц работает над сказкой Майи Ганиной "Тяпкин и Леша". Это попытка наглядно показать новые принципы устройства издания для ребят. Есть замысел книги - игры, где бы активно, наравне со словом воздействовала и конструкция, и цвет, и геометрия знаков. В качестве великого примера перед ним всегда эксперимент Эль Лисицкого в книге "Про два квадрата".
|
12 лет Добровинский был членом секции плаката Московского союза художников, сейчас формально объединен с промграфиками, мечтает перейти к книжникам. Это не метание и не суетливость. Желание попробовать силы в новом жанре. Парижский издатель Алан Мазеран объявил о создании альбома "Цветы" из 80 произведений художников разных стран. Мастера каллиграфии всего мира прислали свои произведения, созданные по жесткому условию конкурса.
Каждый лист должен был содержать образ цветка, стихи или высказывание о нем, исполненные латинским шрифтом. Задача трудная, но советские участники с ней справились. 17 отечественных композиций (среди них работа Добровинского) вошли в отобранное для печати.
Невозможно оторваться от горы больших листов, привезенных им из Дома творчества. Там, в Паланге, Евгений работал самозабвенно и продуктивно. Обнаженная натура, пейзажи, литературные реминисценции - и все это в сочетании с раскованной каллиграфией. Разум и чувство, импульсивность и расчет, первозданность и эрудиция идут рука об руку. Много сложенных листов, где изображение создавалось "на отлип", по принципу монотипии. Зеркальные композиции как бы тиражируют сюжет, дробят его, трансформируют. Отсюда идут поиски того, что Евгений называет "фальцшрифт". Бесконечные эксперименты со сгибами складывающегося (фальцующегося) листа. Они дают новое видение знака, его конструкции.
В.Терещенко
|