А.Баранаускас. «Аникщяйский бор». Художник Й.Кузминскис
В юные годы, еще будучи студентом Каунасской художественной школы, определил он главную тему своего творчества. Героем первых же его работ стал человек труда. На Всемирной выставке в Париже в 1937 году работы Кузминскиса были отмечены серебряной и бронзовой медалями. Многие годы отдал художник одному из самых значительных своих циклов — серии гравюр, посвященных Вильнюсу. «С большой наблюдательностью и тонким пониманием красоты,— отмечает художник Пранас Гудинас,— глубоко продумывая пространственное решение образа и уделяя внимание деталям, Й. Кузминскис находит для каждого произведения своеобразную манеру резьбы, выразительную фактуру». То же с полным основанием можно сказать и о книжной графике большого мастера, начало которой положили иллюстрации к книгам литовских советских классиков К. Боруты «Мельница Балтарагиса» (1945) и Т. Тильвитиса «Уснине» (1951). За ними последовали многие другие книги с иллюстрациями Кузминскиса. Ксилографии к книгам С. Нерис «Где белый город», Л. Гиры «Красные маки», Ю. Палецкиса «Тысяча шагов», П. Цвирки «Дуб», выполненные в 60—70-е годы, стали крупным достижением не только национальной графики, но и всего советского книжного искусства. Широко известны экслибрисы Й. Кузминскиса. Большой интерес у посетителей республиканских и Всесоюзных выставок вызвали его гравюры, выполненные по мотивам литовских народных и революционных песен. За этот цикл художнику была присуждена республиканская премия.
|