Главная
:::МЕНЮ::: Главная >>> Литературная панорама >>> Искусство художника книги >>> портрет в виде камеи

портрет в виде камеи

    Нельзя, на мой взгляд, писать о Татьяне Алексеевне Мавриной, не упомянув о ее верном спутнике и единомышленнике Николае Васильевиче Кузьмине, а о нем, не рассказав о Татьяне Мавриной. Вот и получается какой-то парный портрет, вроде того, что составляет эрмитажную редкость, «камею Гонзага». Птолемей II и Арсиноя II. Эта царственная пара со знаменитой камеи и сохранилась в веках только благодаря волшебному искусству древнего резчика. Маврина и Кузьмин волшебным искусством обладали сами...

    Мы любим творчество их обоих, таких разных, но в чем-то неуловимо близких художников, первых среди равных в знаменитой группе «13», заклейменной и разгромленной в тридцатые годы, но прекрасной и жизнестойкой, как может быть жизнестойко лишь настоящее искусство.

Сказочная азбука
Сказочная азбука. Художник Т.Маврина
«Бабочки»
Ю.Коваль. «Бабочки». Художник Т.Маврина

    Николай Васильевич, пройдя гражданскую войну в Красной Армии, окончив петроградский Вхутеин, Татьяна Алексеевна, проведя детские годы в Нижнем Новгороде, встретились в бурное, но прекрасное время. В московских Высших художественных мастерских, у знаменитых художников-новаторов училась Татьяна Маврина. Там, по ее словам, было «вольно и просторно, несмотря на неуемный горячий гомон». В знаменитом Вхутемасе, куда запросто, «на огонек», приезжал Владимир Ильич Ленин, где бывали Маяковский и Есенин, нарком Луначарский, откудa короткий путь лежал в Политехнический — а там читал стихи сам Александр Блок!— и почти, как оказалось, такой же короткий путь — в ссылку, в небытие. И длинная, трудная дорога к всеобщему признанию и славе.

    Вce было у них в жизни. Не было лишь лжи и фальши. Тот, кто обратился к «Кругу чтения», думаю, не нуждается в справочных данных о6 этих талантливых художниках книги. Но о двух эпизодах их жизни все-таки хочется рассказать. Много-много лет назад, еще учеником реального училища в Сердобке, Николай Васильевич Кузьмин нарисовал пером и черной китайской тушью такой замечательный рисунок, что послал его в журнал «Весы». Ответил на письмо сам редактор, Валерий Брюсов. Одобрил, ободрил «русского Бердслея», да и напечатал рисунок в своем журнале. Каково!

    А вот такой факт из жизни Татьяны Алексеевны. В день своего рождения, да не в простой, в юбилей, в 85-летие, Татьяна Маврина сделала два подарка. Первый — подарила 300 работ своих, великолепных, сказочных листов-иллюстраций к произведениям Пушкина, московскому литературному музею поэта. Второй — сдала в производство — и значит, подарила сразу всем нам — великолепную книгу свою «Бабочки». И если все работы Мавриной называют «самоцветами» (И. Грабарь), а еще «садом в цвету», то «Бабочки»— прекраснейший из них. В 1987-м, накануне открытия своей персональной юбилейной выставки, Маврина пишет:

«Евгений Онегин» «Евгений Онегин» А.С.Пушкин. «Евгений Онегин». Художник И.Кузьмин Пушкин с женой.
Пушкин с женой. Художник Н.Кузьмин

    «Для меня самое душещипательное стихотворение в детстве было пушкинское «У лукоморья дуб зеленый». Там: лукоморье, дуб, кот и весь сказочный мир. И всего немыслимо много — похоже на волшебный ларец, из которого в народной сказке выезжает и город, и войско, и люди... или на «Золотое яичко», «сворачивающее» в себя все царство. Можно вспомнить и «Кольцо», и «Заветное слово», от них появляются в сказках чудеса». Вот так: от Пушкина — к народным сказкам, от реалии — в предания, от слов — к образу путешествует в своем творчестве Маврина. Но жизнь Кузьмина и Мавриной, конечно, не всегда была вблизи «Кастальского ключа». Как долго Маврина пробивалась своим1 удивительным искусством к людям. Как долго издатели мучили ее холодом и неприятием, прежде чем дали развернуться во всю мощь ее таланту, прежде чем изображение золотой медали международной премии Г.-Х. Андерсена, которой была удостоена Маврина «за ее международный вклад в дело иллюстрации детских книг», стало украшать титульный лист каждой созданной ею книги. Чуть раньше пришла и другая награда — Государственная премия СССР.

    Судьба Николая Васильевича Кузьмина складывалась вроде бы счастливее. Друг Вересаева и Цявловского. Лучший иллюстратор произведений Пушкина. Шедевр поэта «Евгений Онегин» стал шедевром иллюстраторского таланта художника. Член-корреспондент Академии художеств, народный художник России. Но скольких сил это стоило! Что стоило не склонить голову под градом изобретательно-злобных статей, начальственных окриков, продолжать — в творчестве своем, в книгах своих — славное дело «13»-ти. Навсегда, до конца сохранить свободный, импровизационный рисунок, летящий, притягательный, виртуозный.

    Творчество Николая Васильевича Кузьмина получило признание не только в нашей стране. «Во славу Пушкина»— так называлась юбилейная экспозиция Британской библиотеки. На ней всеобщее внимание привлек к себе портрет Пушкина работы Кузьмина, в котором, по словам английского рецензента, «художник сумел запечатлеть неистощимую энергию поэта».

Е.Плахова

наверх
печать страницы скачать документ portkamei.zip(doc)- 76,5 kb
сделать стартовой написать письмо добавить в избранное

Free money making opportunity

Insert/delete banner code
Hosted by uCoz