Притчи о греческих философах и ораторах
В Греции был век поэтов, а потом пришел век прозаиков — философов и ораторов. Афины были демократическим государством, поэтому каждый должен был уметь выступить со своим мнением в народном собрании или постоять за себя в суде. Адвокатов не полагалось, каждый защищал себя сам. Кто не был уверен в своих силах, тем за плату сочиняли речи профессиональные ораторы. Один такой заказчик получил от оратора написанную для него речь и вернулся к нему огорченный. «Знаешь, — сказал он, — когда я прочитал эту речь в первый раз, она показалась мне изумительной; когда во второй, то заметил кое- какие натяжки; а когда в пятый, то вижу, что все доводы тут шиты белыми нитками». — «Отлично, — сказал оратор, — ведь судьи- то ее услышат один только раз!»
Самым знаменитым греческим оратором был Демосфен. Смолоду он был косноязычен. Чтобы преодолеть это и научиться говорить внятно и сильно, он поселился в пещере на берегу моря, обрил себе полголовы, чтобы не возвращаться к людям, пока не отрастут волосы, и здесь упражнялся в красноречии. Он набивал рот камешками, чтобы сильнее двигался язык, он говорил на берегу, стараясь перекричать шум прибоя, он говорил, поднимаясь в гору, чтобы научиться правильно дышать.
И он добился своей цели. Главным его соперником был оратор Эсхин. Когда они сошлись в суде на решающем процессе, то Демосфен получил такое большинство голосов, а Эсхин такое меньшинство, что по правилам Эсхину пришлось покинуть Афины и уйти в изгнание. Он уехал на остров Родос. Любознательные родосцы попросили его повторить перед ними свою речь. Эсхин повторил. Пораженные родосцы спросили: «Как же ты после такой великолепной речи оказался в изгнании?» Эсхин ответил: «Если бы вы послушали Демосфена, вы бы об этом не спрашивали».
Самым великим философом Греции — а может быть, и всех времен — был Сократ. Но он не был писателем и не оставил ни одного сочинения. Он не писал, а только разговаривал — и с друзьями, и с недругами, и с первыми уличными встречными. И он не утверждал, а только спрашивал и переспрашивал: что такое добро, что такое разум, что такое мужество, что такое красота; и чем больше переспрашивал, тем труднее было найти хороший ответ. А пока ответ не найден, о чем же писать? «Почему тебя называют мудрецом, когда ты сам всех обо всем спрашиваешь?» — говорили ему. «Потому что я знаю, что я ничего не знаю, а другие и этого не знают»,— отвечал Сократ.
Как только Сократ умер (афинское правительство осудило его на смерть за то, что своими вопросами он слишком беспокоил народ), верные ему ученики стали записывать его разговоры, кто какие помнил. Так родился новый литературный жанр: философский диалог.