|
художник В.Ватагин
Василий Алексеевич Ватагин (1883— 1969) — скульптор, станковый и книжный график-анималист. Среди его многочисленных работ в детской книге самые удачные — «Кутенейский баран» Э. Сетон-Томпсона, «Сусличонок» Н. Плавилыцикова, «Тундра и кто в ней живет» С. Покровского, «Рассказы о животных», «Булька», «Акула» Л. Толстого, «Ребята и зверята» О. Перовской, «Заячьи хитрости» В. Бианки и другие. Но самой известной работой В. А. Ватагина в детской книге были, конечно, иллюстрации к «Маугли» Р. Киплинга. Художник вспоминал:
«Большую работу по композиции проделал я, иллюстрируя «Маугли» из «Книги джунглей» Р. Киплинга. С большим увлечением работал я над этими иллюстрациями. Здесь звери не были представлены символами людей, не были подставными звериными образами, играющими человеческие роли, носителями житейской мудрости или пороков, какими являются они в баснях или сказках. Р. Киплинг в своей, по существу, фантастической эпопее создал глубоко художественные образы, не нарушая характера живой, подлинной серьезности своих звериных героев. Они говорят и действуют именно так, как могли бы говорить звери, если бы люди понимали их язык. Для их изображения мне не надо было никакой выдумки или натяжки, я только наблюдал их живую мимику и дополнял немного воображением.
Редьярд Киплинг. «Маугли». Художник В.Ватагин
|
|
|
|
Мне удалось изобразить и Багиру, и Шерхана, и Балу, не уходя далеко от реального облика этих зверей. Персонажи Киплинга — это литературные герои, без всякой дискриминации в пользу человека. В их отношениях и действиях выразилось взаимное сочувствие между человеком и животными. Они воспитатели и покровители маленького Маугли и дружественные помощники взрослого. Эта увлекательная сказка приобретает какую-то особую реальность, которой невольно веришь и которую непосредственно переживаешь как действительность.
Еще в детстве я увлекся приключениями Маугли, когда рассказ о нем был напечатан в журнале «Детское чтение» (в 90-х годах). В 90-х годах я прочел «Книгу джунглей» полностью, и она мне очень полюбилась, и с тех пор я мечтал о возможности ее иллюстрировать.
Когда я поехал в Индию, я рассчитывал получить там соответствующие впечатления (издательство Кнебель соглашалось напечатать книгу с моими иллюстрациями). Однако война 1914 года разрушила возможность издания «Маугли», и только в 1922 году Государственное издательство приняло предложение и напечатало отдельно эпопею «Маугли» с моими рисунками. Я помню, как в одно лето я сделал эскизы композиций всех моментов, казавшихся мне изобразительными, их вышло около двухсот. Я сделал наброски с натуры, пользуясь услугами детей различных возрастов, в позах, соответствующих эскизам. Я встретил мальчика с индусским характером лица и удивительно богатой мимикой. Он легко принимал любые, соответствующие моим просьбам выражения — гнева или ярости, радости или горя, нежности и ласки в различных оттенках. К сожалению, я больше не встречал его и теперь приношу ему благодарность за ту помощь, которую получил от него, создавая образ Маугли...
В течение тридцати лет я шесть раз возвращался к излюбленной мною теме. Иллюстрирование «Маугли» было для меня тем редким и счастливым случаем, когда заказная работа совпадает с устремлениями и желанием художника».
|
наверх
|
|
|